Документы, необходимые для оформления наследства. - Адвокат Лубашев Александр

Деньги.
Наличка. Это очень спорный момент и лежит исключительно на совести наследников. Если у деда в подушке были деньги и кто-то из наследников их нашел при наличии других наследников и присвоил их себе… Ну, формально, вплоть до состава преступления. А de facto — сложно доказуемо: «да и не хранил он деньги в подушке», «деньги хранил в подушке, да не в той», «да и вообще не было никакого деда, wake up, neo, ti obos…».
А так, по закону, тот кто нашел деньги умершего, дай бог ему здоровья, должен отдать эти деньги нотариусу, чтобы нотариус присвоил их себе положил эти деньги на депозит и потом, когда придет время распределять наследство, распределил их между наследниками пропорционально их долям.

На своей практике я не встречал деление наличных денег указанным способом. Всегда все делили либо по договоренности без нотариуса (по-братски), либо единолично (не по-братски).

Счета, вклады, депозиты. Тут все просто, если у вас на руках есть сберегательная книжка, либо договор на открытие вклада, либо просто информация о том, в каких банках (и финансовых организациях) у наследодателя были деньги, то каких-либо проблем не возникнет. Указанные документы, либо информация, представляются нотариусу, который, в свою очередь, формирует и направляет нотариальный запрос в указанные Вами финансовые организации о наличии у наследодателя всех счетов, вкладов, иных сбережений. Так же данный запрос нотариус может направить в налоговую. Как правило нотариус делает такие запросы не по своей инициативе, а только по просьбе наследников. Ответ на запрос придет непосредственно нотариусу, хотя сам нотариальный запрос может передать в банк и сам наследник.

Ценные бумаги.
Акции. При наследовании акций потребуется некоторая сноровка и умение пользоваться ПК и осуществлять розыск информации.
Проще, если есть документы, типа такого.

Если никаких документов и хлебных крошек не обнаружено, то:
1. Надо выяснить хотя бы наименование организации, акционерного общества.
2. Выяснив название, нужно узнать (загуглить в яндексе, например) о том, кто является регистратором акций. Это такая организация, которая занимается хранением информации о том, сколько акций выпустила организация и кто является владельцем акций.
Реестродержатель — Википедия
Реестродержа́тель (также регистра́тор) — профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг на основании договора с эмитентом.
3. Выяснив, кто является регистратором акций, необходимо обратиться к нотариусу, чтобы нотариус сделал нотариальный запрос регистратору о том, являлся ли наследодатель владельцем акций.
4. Получив положительный ответ (о поступлении ответа можно уточнять у нотариуса, но не ранее чем через месяц после отправки запроса, ну +/- дней 15), необходимо взять у нотариуса копию справки / ответа регистратора и потом, с этим документом, необходимо обратиться к оценщику для составления отчета о рыночной стоимости акций на момент смерти. Этот отчет необходим для расчета пошлины нотариуса. ( Да, мы платим за отчет оценщику, чтобы он посчитал, от какой суммы нам рассчитывать нотариальный тариф, который мы заплатим нотариусу 🙂 )
Ну потом все, отчёт отдается нотариусу, на этом документы для акций собраны.